Главная » 2019 » Октябрь » 25 » ЗНАМЯ КОВЫ, ИЛИ ВЕЧНОЕ ВЕЛИЧИЕ ФИРДОУСИ

ЗНАМЯ КОВЫ, ИЛИ ВЕЧНОЕ ВЕЛИЧИЕ ФИРДОУСИ

25.10.2019 в 08:35 просмотров: 122 комментариев: 0
Одно из известнейших произведений древнего восточного мира, сохранившееся до нашего времени, – поэма «Шахнаме» великого иранского поэта Фирдоуси актуальна сегодня, как никогда. Таджикский государственный молодежный театр имени М. Вахидова привез на третий международный фестиваль новое для восприятия казахстанской публики творение – постановку по поэме «Шахнаме», интерпретированную в спектакль «Знамя Ковы».

Поэтический белый стих на таджикском языке придавал спектаклю ту самую, самобытную этническую ноту. Фольклорную картину дополняли народные инструменты – барабаны-дойры, которые в процессе игры становились одновременно предвестниками приближающейся беды, триумфаторами победы и инструментами, погружающими в транс весь зал. Актерам удалось, помимо шумовых эффектов, применить и другие сценические находки, умело изобразив только одними народными барабанами специфичное шуршание змеиной кожи. Тем самым создавалось впечатление полного их присутствия на сцене.  
Молодые актеры, умело вжившиеся в эти роли, не только завораживали особой, восточной, фактурной внешностью, но и искусно передавали всю гамму ощущений и эмоций персонажей. Кульминация сюжета – гибель Падишаха и рождение нового этапа в жизни, а также развевающееся знамя Ковы, или кузнеца, было дополнено триколором, символизирующим цвета свободы и падение гнета властителя-тирана, приносящего в жертву молодых юношей страны. Плач матерей и большая сердечная боль – утрата детей – переполнили чашу терпения народа, и народ восстал против своего властителя. Именно единение этого флага, символически сооруженного из кожаного фартука кузнеца, являлось своеобразным лучиком надежды на светлое и свободное будущее. 
Согласно режиссерской задумке, на сцене вместо стандартных, привычных декораций сюжета были применены так называемые элементы декораций, которые во время спектакля в ловких руках мастеров сцены превращались в сказочные атрибуты.
Так, огонь на авансцене, как символ, объединяющий народы и времена, стал не только вечным светочем в царстве света и тьмы, но и прекрасным, завораживающим атрибутом, прекрасно дополняющим все действо на сцене. Он помогал зрителям глубже погрузиться в созданную атмосферу и будто околдовывал зал, унося сознание зрителей в глубину веков.   
Черный фон сцены, темные костюмы актеров позволяли акцентировать внимание публики и жюри на главном – театральной мимике, жестах и пластике тел актеров, гармоничности в выражении чувств.
Еще один театральный атрибут – аркан, считающийся святым у восточных народов, благодаря мастерству актеров вмиг превращался то в уздечку для скакунов, то становился щупальцами паука, то нитью, связывающей судьбы людей, то оборачивался гранью, за которую нельзя никому ступить. 
По итогам театрального фестиваля именно спектакль, виртуозно исполненный таджикскими мастерами сцены, был признан лучшим, по мнению компетентного жюри.  
P.S. Мудрость Фирдоуси актуальна и спустя сотни лет – его героическая поэма об иранских народах «Шахнаме» злободневна и сегодня. Умевший смотреть сквозь время и века, он был пророком в своем Отчестве и оставил свое высокохудожественное, философское и поэтическое наследие потомкам всего мира.   
Спасибо, Вам, о великий Фирдоуси!  

Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
Фото автора.
 
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik. Сделать бесплатный сайт с uCoz